Евгения Некрасова

119

Метаморфоза бытовой реальности. Отзыв о пьесе Оксаны Матвиенко «Почему красный»

Структура пьесы Оксаны Матвиенко «Почему красный?» представляет собой узел уже свершившихся ранее событий. Этот приём схож с устройством трагедии «Царь Эдип» Софокла, где главное событие уже произошло и является тем самым узлом, который герою предстоит распутать, чтобы познать самого себя. Но только в пьесе Матвиенко процесс узнавания происходит у нескольких лиц сразу, общий узел связан из нескольких судеб, которые переплелись в едином пространстве.

Этим пространством, местом действия, где сошлись пути персонажей, стал трамвай, превратившийся из реального общественного транспорта в метафизическое трансцендентное пространство, движущееся в безвременье. Герои могут покинуть его, ответив на достаточно абстрактный со стороны вопрос: «Почему красный?» Это интересный приём, когда исходное событие настолько кардинально меняет не только ход действия, но и всю ситуацию с её положением вещей в целом, иными словами происходит метаморфоза, превращающая бытовую реальность в фантастические предлагаемые обстоятельства. Таким образом, происходит своеобразный удар кием по шару, заставляющий общаться людей, более того — делиться личными историями крайне откровенного характера, которые при иной ситуации оставались бы равнодушными по отношению друг к другу.

Что касается красного цвета, связующего звена между всеми героями пьесы, он не несёт за собой какой-то единой символики, красный здесь работает скорее как предлог, как некий «сигнальный датчик», срабатывающий на человеческое откровение. Ровно так же, как нет одного общего способа покинуть эту «безызвестность», нет и универсального ответа на озвученный вопрос. Для каждого действующего лица это что-то своё, и эмоциональная окраска его не имеет одного общего характера, иным словами — каждый должен выйти в свою дверь и вернуться в свою систему координат. Кто-то вернётся в момент своего своего подлинного счастья, кто-то — в «исправительную колонию», кто-то так и исчезнет, не дождавшись момента истины, а кто-то, как последняя героиня, несмотря на свой преклонный возраст, продолжит двигаться вперёд, совершая свой бесконечный путь познания.

Евгения Некрасова

Евгения Некрасова — студентка первого курса направления «Театроведение и драматургия» ВШСИ (Театральная школа Константина Райкина).

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon